Житие преп. Кирилла и Марии Радонежских

[ A+ ] /[ A- ]

 Преподобные Кирилл и Мария — образец чистой и целомудренной супружеской жизни — жизни, в основе которой лежит жертвенная любовь ко Христу, друг ко другу, к и ко всем людям.

Они жили в конце XIII — начале XIV века в Ростовском княжестве, где в четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Знатный боярин Кирилл состоял на службе у ростовских удельных князей и был к ним весьма близок. Однако супруги удалялись от суеты княжеского двора, отдавая предпочтение сельскому уединению и чистой жизни. Преподобные Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам, молились и ходили в храм Божий всегда вместе. Особенно заботились они о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, творили милостыню.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия Радонежского. Во время беременности Мария особенно следила за своим духовным состоянием, помня, что на ней, как на матери лежит особая ответственность перед Богом за душу имущего родиться нового человека. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса и рыбы, питаясь лишь хлебом и растительной пищей. Воздерживалась она и от молока, употребляя вместо него одну только воду, и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу, о сохранении себя и младенца.

И в мае 1314 года праведных родителей посетила великая : родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Таинство Святого Крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «сын утешения» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать : совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын попросил не отклонять его от воздержания, и мать не стала более препятствовать.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество — в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, женился, а Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата жили отдельно. Варфоломей повиновался и сделал все, чтобы успокоить старость своих родителей.

В конце своей жизни преподобные Кирилл и Мария также вместе приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. В 1337 году, утружденные болезнями, скорбями и старостью, они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они ужо местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.
Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

После 1917 года Хотьковский монастырь был разрушен. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 19 июля по новому стилю, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. И схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в лике Радонежских святых.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 11 октября и 31 января по новому стилю. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

 

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

2 комментария

  1. Елена:

    А почему Вы поменяли дизайн сайта? Было так не технично…А теперь почти стандартно

  2. admin:

    Сама не знаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *